10 ситуаций, когда вам точно стоит пообщаться с сотрудниками

В наше время организации постоянно сталкиваются с новыми вызовами: будь то переход на удаленную работу, внедрение передовых технологий или экстренная релокация. Всё это требует быстрых изменений в работе каждого сотрудника. И не всегда они идут по плану или воспринимаются положительно.

Собирайте обратную связь, чтобы повысить эффективность командной работы
Нужна помощь в проведении исследования вовлеченности?
Оставьте заявку на консультацию
Вместе с экспертами TalentTech Консалтинга подготовили список из 10 ситуаций, когда просто не обойтись без сбора обратной связи от команды. Если хоть один из этих случаев касается и вашей компании, пора пообщаться с сотрудниками. Иначе однажды вы обнаружите, что продуктивность в компании упала, персонал увольняется, а почему это происходит — никто не знает.

Ситуация №1. Смена руководителей

Изменения в топ-менеджменте или в руководстве отдельных отделов могут восприниматься как тревожно, так и позитивно. В первом случае может возникнуть недопонимание, кто кому теперь подчиняется, как будет дальше управляться компания и изменятся ли её цели и видение. Во втором сценарии ожидаются позитивные изменения, например, свежий взгляд нового руководства на устоявшуюся и, возможно, уже неэффективную структуру компании. Чтобы понять, в какой ситуации вы оказались, нужно узнать мнение сотрудников о смене руководства и зафиксировать их ожидания и опасения. Если существует неопределенность, ее необходимо устранить с помощью грамотных внутренних коммуникаций.

Ситуация №2. Активный рост компании

В малых командах по 5−10 человек легко держать руку на пульсе и оценивать вовлечённость сотрудников даже без специальных исследований. Но всё меняется, если компания начинает активно расти. Сотрудников становится больше, поэтому уделить внимание каждому уже не получится. Кроме того, рост штата на 30−50% и более непременно сопровождается и перестройкой бизнес-процессов. Это значит, что прежние подходы к ведению бизнеса могли себя изжить. Об этих проблемах и о новых эффективных практиках лучше всего узнать из первых уст — от самих сотрудников.

Ситуация №3. Объединение компаний

Столкновение разных корпоративных культур и рабочих практик обычно не проходит бесследно. Под вашей ответственностью оказывается новая большая команда: нужно управлять сотнями сотрудников, налаживать организационную и инфраструктуру, а попутно решать вопросы, связанные с операционной деятельностью, продуктовой стратегией и маркетингом. И чтобы понять, все ли идет по плану или где-то произошел сбой, важно собирать обратную связь от сотрудников.

Ситуация №4. Запуск новых проектов несколькими отделами

В кросс-функциональных командах сотрудники с разными подходами к работе обмениваются опытом, расширяют свои представления об устройстве бизнеса и могут найти решения, к которым, вероятно, не пришли бы по отдельности. При реализации таких проектов полезно оценить, насколько участники довольны взаимодействием друг с другом и какой вклад каждый вносит в результат. Если результаты опроса покажут, что отделы сработались, а их совместные идеи прижились, вы сможете распространить этот опыт на всю компанию.

Ситуация № 5. Работа в удалённом или гибридном формате

Личное общение в таком случае может быть затруднено. Опросы — отличный способ поддерживать связь с удалёнными сотрудниками из регионов, особенно там, где нет своего HR-специалиста. Регулярно собирая обратную связь, вы сможете держать руку на пульсе, понимать обстановку и оценивать вовлечённость не только распределённой компании в целом, но и конкретных команд на местах.

Ситуация № 6. Обучение и переобучение сотрудников

В текущих условиях компании сталкиваются с тем, что нужно постоянно обучать сотрудников новым навыкам. В этом случае опросы послужат двум целям. Во-первых, с их помощью можно собрать запросы на обучение. Сотрудники могут сами рассказать, каких навыков им не хватает, и даже указать на конкретные курсы. Во-вторых, полезно собирать обратную связь уже после обучения, чтобы узнать, насколько оно было увлекательным и полезным. А если не было — пересмотреть программу.

Ситуация №7. Внедрение новых инструментов работы

Даже безобидный на первый взгляд переход к планированию задач с помощью таск-трекеров может вызвать у сотрудников беспокойство. Внедряя новые инструменты, рабочие процедуры или формы отчётности, руководителям стоит убедиться, что сотрудникам действительно стало удобнее работать. Возможно, они могут предложить даже более интересные альтернативы.

Ситуация №8. Cмена формата работы

При переходе на удаленный формат работы важно понимать, поддерживает ли руководитель связь с командой, знают ли сотрудники, как планировать рабочее время, достигать поставленных целей и поддерживать разумный баланс работы и личной жизни. При возвращении с удалёнки обратно в офис все эти вопросы не теряют актуальности. Любые изменения — это стрессовая ситуация, и чтобы её преодолеть, надо прислушиваться к мнению команды.

Кроме того, без сбора обратной связи вам будет в принципе сложно принять взвешенное решение о том, как организовать работу. Может оказаться, что некоторых сотрудников нет смысла возвращать в офис, потому что они намного продуктивнее дома. Тем более что это уменьшит затраты на аренду и оборудование рабочих мест. Можно оценить, какому проценту сотрудников нравится работать дистанционно, а кому — хочется поскорее невзначай встретиться с коллегами у кулера, и исходя из полученных результатов выстраивать гибридный формат работы.

Ситуация №9. Спад продуктивности сотрудников

Представьте, что эффективность работы вашей команды снижается, а вы не понимаете, в чем проблема. Чтобы разобраться в этом наверняка, нужно выяснить, почему сотрудники не выполняют свои задачи. Они не могут или просто не хотят этого делать? Исследование вовлеченности и удовлетворенности работой может пролить свет на эти факторы.

Проведя опрос, вы сможете получить дополнительную информацию о бизнес-процессах в компании, узнать, что ваши сотрудники думают о снижении продуктивности, и спланировать свои дальнейшие действия. Вам может казаться, что любые нововведения идут на пользу, но исследование может показать, что сотрудники с этим не согласны. Например, выяснится, что новые перчатки неудобно носить, и из-за этого страдает эффективность работы. Тогда вам потребуется найти другое решение или пересмотреть нормативы.

Ситуация №10. Участившиеся увольнения

Современные HR-исследования показывают, что работодатели всё чаще сталкиваются с кризисом лояльности. И дело тут даже не в материальных факторах. Согласно опросам, 43% сотрудников, скорее всего, уволятся, если в другой компании им предложат даже небольшую прибавку к зарплате — до 10%. Это значит, что на самом деле люди уходят не из-за денег, а в поисках более интересных задач, новых карьерных перспектив, сильного руководителя или более дружелюбного коллектива. Поэтому важно работать над внутренним HR-брендом, а для этого — регулярно собирать с сотрудников обратную связь. Выясните, за что вас ценят как работодателя, а какие моменты можно улучшить, чтобы вашу компанию могли порекомендовать друзьям и знакомым.
Вас также заинтересует
Чек-лист
Чек-лист для проверки процессов адаптации
Постройте полный цикл адаптации за 12 шагов, чтобы новички не сбегали из вашей компании.
Статья
Формирование кадрового резерва
Изучите современные подходы к формированию кадрового резерва и удержанию HiPo.
Статья
6 ошибок при постановке целей сотрудникам
Получите рекомендации от экспертов и узнайте, как целеполагание влияет на эффективность бизнеса.
Уникальный набор готовых шаблонов, практик и инструкций от методологов TalentTech Консалтинга.
Развитие корпоративной культуры компании
Полезные материалы
Получите реальный рост производительности
Взгляните на вашу команду по-новому
Получите реальный рост производи-тельности