Модель GRPI: как создать эффективную команду

Компания достигает своих целей благодаря усилиям команды, а эффективность команды напрямую влияет на бизнес-показатели. Но как трансформировать обычную команду в эффективную? Или, если команда создается с нуля, как всё сразу сделать правильно? Читайте ответы в этой статье.

Оцените эффективность команды и составьте план улучшений
Хотите создать эффективную команду?
Оставьте заявку на консультацию

Что такое эффективная команда?

Если вы хотя бы раз состояли в эффективной команде, вы точно ни с чем ее не перепутаете. Сотрудники работают сообща, у них высокая мотивация, обратная связь ценится, разные мнения учитываются. Все участники команды доверяют друг другу и готовы вместе справляться с задачами, даже особо сложными и внезапными. Но и противоположная ситуация вам наверняка также встречалась: выгорание, отсутствие мотивации и вовлеченности, недомолвки, скрытые и явные конфликты.

Эффективные команды позволяют бизнесу развиваться, сохранять и наращивать прибыль — это ясно для всех. Но как сформулировать, что делает команду эффективной, а что — наоборот? И как построить эффективную команду с нуля или преобразовать обычную команду в эффективную?

На помощь здесь может прийти GRPI — популярная модель эффективности команды, разработанная Ричардом Бекхардом и Джоном Харрисом в 1977 году. В её основе лежат 4 ключевых критерия: цели, роли, процессы и взаимоотношения. Модель GRPI организована как пирамида и предназначена для движения сверху вниз по мере того, как вы пытаетесь понять, где что-то идет не так. Используя эту модель, можно легко не только диагностировать текущий уровень эффективности команды, но и наметить план улучшений.

1. Цели (Goals)

В эффективной команде целеполагание работает как часы: цели компании прозрачны и понятны для всех, а личные цели сотрудников связаны с корпоративными. Если это не про вашу компанию, вопросу целеполагания стоит уделить больше внимания. Цели должны быть четко определены, измеримы и реалистичны, все участники должны понимать, как их достичь, и как их цели связаны со стратегией компании. К доказанным инструментам улучшения работы с целями можно отнести внедрение конкретной системы целеполагания, система оценки эффективности персонала, формирование ИПР.

Вопросы для самопроверки:
  • Знают ли сотрудники, какие цели перед ними стоят?
  • Есть ли у сотрудников четкие критерии достижения целей?
  • Понимают ли сотрудники цели компании?
  • Видят ли сотрудники связь личных целей с корпоративными?
  • Актуализируются ли личные цели сотрудников в случае изменения корпоративных целей?

2. Роли (Roles)

Эффективная команда с точки зрения ролей — это команда, в которой каждый сотрудник понимает ожидания от своей работы, свою зону ответственности, а также зоны ответственности коллег. Нечеткое понимание ролей неизбежно приводит к конфликтам (например, если роли пересекаются), а также к потере эффективности (появляются задачи без исполнителей, срываются сроки, результаты отсутствуют или не соответствуют ожиданиям). Если эти проблемы вам знакомы, стоит позаботиться о разработке понятной модели компетенций, разделении зон ответственности, налаживании контакта руководителей с сотрудниками.

Вопросы для самопроверки:
  • Насколько ясно каждый сотрудник понимает свою роль и задачи этой роли?
  • Понимают ли сотрудники, где проходит граница между их зоной ответственности и зонами ответственности коллег?
  • Адаптируются ли роли к изменениям в стратегии компании?
  • Случаются ли в команде задачи без исполнителей?
  • Происходят ли ситуации наложения ролей, когда несколько сотрудников внезапно выясняют, что занимаются одной и той же задачей?

3. Процессы (Processes)

Процессы отражают принципы взаимодействия сотрудников друг с другом для достижения общих целей. В понятие процессов входит множество инструментов, облегчающих совместную работу: общепринятые регламенты и правила, удобные рабочие процедуры, регулярные командные встречи, единое информационное поле.

Отсутствие в компании выстроенных процессов само собой приводит к тому, что сотрудники принимают решения интуитивно, на свое усмотрение, что делает невозможным управление результатами и достижение целей.

Вопросы для самопроверки:
  • Есть ли в команде регламенты и правила, в которых зафиксированы основные рабочие процессы?
  • Знакомы ли все сотрудники с этими документами?
  • Проходят ли регулярные командные встречи для обсуждения проектов, процессов, прогресса по задачам?
  • Всю ли важную информацию сотрудники получают вовремя, без задержек?
  • Есть ли среди рабочих процедур те, что не упрощают процессы, а обременяют их?
  • Есть ли в команде «действия ради действий»: встречи, проекты, задачи, которые не приносят результата и не имеют конкретной цели?

4. Взаимоотношения (Interpersonal Relationships)

Взаимоотношения играют ключевую роль. Если между сотрудниками нет хороших рабочих отношений, не важно, есть ли у компании конкретные измеримые цели, определенные роли и выстроенные процессы. Конечно, сотрудникам необязательно быть близкими друзьями, как необязательно и всегда приходить к согласию. Но по-настоящему эффективные команды умеют решать конфликты так, чтобы разногласия превращались в силу, движущую команду к успеху. Проработать эту сферу жизни команды вам помогут опрос вовлеченности, выстроенные процессы адаптации и наставничества, фасилитируемые стратегические сессии.

Вопросы для самопроверки:
  • Понимаете ли вы актуальный уровень вовлеченности и удовлетворенности сотрудников?
  • Готовы ли сотрудники помогать друг другу, без нездоровой конкуренции и соперничества?
  • Умеют ли сотрудники решать конфликты самостоятельно? Могут ли они получить поддержку от руководства в случае затяжного конфликта?
  • Могут ли сотрудники открыто общаться с руководителями без рисков увольнения, изменения отношения, притеснения, ущемления интересов?
  • Принята ли в команде практика непрерывной обратной связи?
Модель GRPI — эффективный, но не универсальный инструмент. Успех в трансформации команды зависит от множества факторов, таких как специфичность бизнес-процессов, особенности корпоративной культуры, степень разнородности участников команды. Модель отлично подходит для самостоятельной диагностики команды, однако следующий этап — внедрение изменений — эффективнее всего проводить при помощи внешних консультантов.

HR-эксперты TalentTech Консалтинга специализируются именно на формировании команд по модели GRPI. Оставьте заявку, и они помогут вам извлечь максимум пользы из применения модели и создать действительно эффективную команду, достигающую бизнес-целей.

Вебинар «Новый запрос бизнеса к HR. Создаем эффективную команду»

Построение новой стратегии, создание продуктивной сплоченной команды и помощь бизнесу в достижении целей — задача, посильная любому HR. Нужно только знать, с чего начать, на что обратить внимание и на какие метрики стоит ориентироваться.

В этом вебинаре Мария Маслова, директор TalentTech Консалтинга и эксперт по созданию эффективных команд, расскажет подробнее про модель GRPI и то, как ее применять на практике.
Вас также заинтересует
Уникальный набор готовых шаблонов, практик и инструкций от методологов TalentTech Консалтинга.
Развитие корпоративной культуры компании
Полезные материалы
Выберите подход к постановке целей, который соответствует актуальным бизнес-процессам.
Всё о целеполагании: OKR, MBO, BSC, KPI
Чек-лист
Улучшите процессы подбора и адаптации при помощи готовых практических инструментов.
Нанимай, адаптируй, развивайся. Полное руководство рекрутера
Полезные материалы
Получите реальный рост производительности
Взгляните на вашу команду по-новому
Получите реальный рост производи-тельности